Стефаненко Т. Этнопсихология

В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают. Это не только осознание, но и оценивание, переживание своей принадлежности к этносу. Представляется, что смысл данного понятия наилучшим образом отражает именно термин переживание, который использовали в своих концептуальных построениях крупнейшие российские мыслители Г. Так, Шпет вводит понятие коллективные переживания, не сводя их только к эмоциям или только к когнициям[Шпет, ]1. На другом уровне психологического анализа близкое шпетовскому понятие переживание предложил Выготский, рассматривавший его в качестве единицы для изучения личности в среде. Показательно сходство определений, даваемых двумя учеными. Так и этническую идентичность индивида следует рассматривать не только с точки зрения осознания им принадлежности к этносу, но и как категорию, находящуюся на стыке индивида и ситуации в самом широком смысле слова.

Основные компоненты этнической идентичности

Коллективная монография , 1. Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия В современном мире все большее значение приобретает этнический аспект толерантности. Кризис в нашей стране показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет.

Психологические особенности этнической идентичности студентов-мокшан. Особенности тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. перспективы воспитанников детских домов подросткового возраста.

Определение реакций опор и моментов защемления Структура этнической идентичности. Предыдущая 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая В структуру этнической идентичности исследователи включают, во-первых, когнитивный компонент. Он включает в себя объективные знания и представления о специфических этнокультурных особенностях своей группы, осознание себя представителем этнической группы на основе отличительных этнокультурных признаков. Во вторых, в структуре этнической идентичности выделяют аффективный уровень — это чувства, связанные с принадлежностью к этнической группе, оценочное отношение к группе и своему членству в ней.

Исследователи предлагают различные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности. Но самыми важными признаются, во-первых, этническая осведомленность, которая включает как знания собственно о существовании этнических группах как своей, так и чужих , об их истории, обычаях, особенностях культуры, символах и стереотипах, и, во-вторых, этническое самоназвание. Важность этнических чувств, как компонента этнической идентичности, признают многие исследователи, в том числе Г.

На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. Как уже отмечалось, в качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: Язык является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. Этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этнической группы поскольку нередки ситуации, когда человек не в полной мере, или совсем не использует в повседневной жизни свой национальный язык , сколько с его символической ролью в этноконсолидирующих и этнодифференцирующих процессах.

Этническая идентичность включает и эмоционально-оценочный аффективный компонент - восприятие, оценивание, переживание индивидом своей принадлежности к этнической общности.

1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности

Все приходит вовремя, если люди умеют ждать. Франсуа Рабле Психология национальной идентичности Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности — принадлежности к определённому этносу,"этнической общности". Значение термина"этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества.

За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интиллигенции для достижения коллективных. Прежде всего обеспечение социального комфорта в рамках культурно-однородных сообществ.

Данная работа посвящена рассмотрению факторов формирования этнической идентичности у детей из межнациональных семей. Объектом.

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира. Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов: От рождения до полугода.

Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки. В этот период ребенок боится громких звуков шум пылесоса, громкая музыка , незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна. фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков.

Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника.

страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления

Формирование этнической идентичности Нередко проблемы с этнической идентичностью возникают у индивида уже в детстве, в процессе ее формирования. И чаще всего с ними сталкиваются члены этнических меньшинств. Мальчик, чьи родители переехали в Москву из Узбекистана еще до его рождения, живет в окружении русских, говорит по-русски не только со сверстниками, но и в семье, и не замечает, что чем-то отличается от своих друзей. Но в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи он может получить обидное прозвище чучмек.

Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства . детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре.

Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: В поисках утраченной идентичности: Человек в поисках идентичности. Гражданская идентичность российской молодежи: Изд-во , Российская и этническая идентичность: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Как рождается гражданская идентичность в мире образования: Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до года [Электронный ресурс].

. Интенсивные межэтнические процессы, происходящие в большинстве стран, привели к повсеместному формированию поликультурных многонациональных регионов. Подобным примером является Российская Федерация, на территории которой по данным на год проживают представители этнических общностей.

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка - файл 1.

Латыпова Уфа Вусловиях глобальных изменений в обществе не теряет актуальности вопрос определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом. Социальная реальность, которая предоставляет человеку ориентиры для социальной идентификации, дана субъекту познания как отражение, а следовательно, является его собственным психическим содержанием, представленным исключительно в его внутреннем мире Агафонов, Иными словами, социальная реальность для конкретного человека субъективна, причем субъективность в этом контексте означает не искажение объективности, а своеобразную форму созидания реальности, преломления внешнего через внутреннее С.

На современном этапе развития психологии проблемы соотношения социальной в том числе и этнической и личностной идентичности человека остаются нерешенными. Тэджфел и ряд других авторов противопоставляют актуализацию личностной и социальной идентичности как полюсы социально-поведенческого континуума.

Этническое самосознание и этническая идентичность Это страх потерять привычную социокультурную нишу, утратить жизненно важное и единственным источником существования являлись пенсии и детские посо бия.

Добавим, что в самом общем смысле социальная идентичность есть результат процесса сравнения своей группы с другими социальными общностями. Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности — социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре , и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью.

Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность не сводится и может не совпадать с декларируемой идентичностью причислением себя к этнической общности , которая проявляется в самоназвании. Этническая идентичность — это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов.

Представляется, что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный Г. Шпетом , рассматривавшим этническую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других СНОСКА: В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает также идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, кроме поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой см.

Идентичность и аутентичность. Часть 1

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Развитие и трансформация этнической идентичности Стефаненко Т. Этапы становления этнической идентичности Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, являются центральными. Для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни — работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени.

С одной стороны представлена этническая идентичность, свою идентичность сообщество, преисполненное страха перед обычаями.

Например, возможность иметь внуков дает многим пожилым людям второй шанс развить силу эго продуктивность , которая сосредоточена в первую очередь на развитии предыдущей стадии. Каждая из этих стадий должна рассматриваться не только с индивидуальной, но и с социальной точки зрения. Подростковая идентичность развивается в отношении к идеалам и ценностям старшего поколения. Значимые другие, которыми являются члены общества, с необходимостью присутствуют на каждой стадии.

Развитие в младенчестве подразумевает не только потребности младенца, но и дополнительную потребность матери в его вскармливании. Теория Эриксона предлагает теоретическую основу для усовершенствования программ по улучшению контакта между поколениями. Базальное доверие есть ощущение того, что окружающие зависимы и обеспечат все необходимое, равно как и чувство себя как заслуживающего доверия. Оно основывается на хорошем отношении родителей Эриксон традиционно выделял хорошее материнство с адекватным поступлением пищи, уходом и стимуляцией.

Младенец подходит к миру в инкорпорирующей модальности, вбирая не только молоко и пищу, но также сенсорную стимуляцию, взгляды, прикосновения и т. Первоначально этот процесс начинается как сравнительно пассивный, но становится все более активным в позднем младенчестве. Эта стадия взаимности, а не просто получения; младенец ищет материнской заботы и стремится исследовать окружающую среду тактильно, визуально и т.

На этой стадии, в той мере, в какой младенец не получает отклика от мира в ответ на свои потребности, у него развивается базальное недоверие.

Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности 75 Введение В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности — будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Социально-психологические особенности этнической идентичности народа . по изучению родного языка (например, МДОУ «Кадамский детский сад», . Карпенко О. Быть «национальным»: страх потерять и страх потеряться.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Добавим, что в самом общем смысле социальная идентичность — есть результат процесса сравнения своей группы с другими социальными общностями. Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

При этом необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности — социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: Если этничность — аскриптивная приписываемая обществом характеристика, то этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней[].

В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают. Например, в советское время, характеризовавшееся государственным и бытовым антисемитизмом, евреям постоянно приходилось выбирать — где, когда и с кем быть евреем:

Олег Гадецкий. Медитация"Очищение памяти детства"